Изделия ООО "Центр материаловедения"
в отрасли катеростроения
Технологическая карта судостроения
Рисунок из сайта base.safework.ru
Конструктив моторного катера
Основой всякого катера является корпус, который обеспечивает плавучесть и служит для размещения силовой установки, навигационного и специального оборудования. Корпус катера состоит из продольных и поперечных связей (набора корпуса) и обшивки. В зависимости от направления главных связей различают три системы набора корпуса: продольную, поперечную и смешанную.
При продольной системе продольные связи корпуса являются основными несущими элементами конструкции. К ним относятся киль, стрингеры, привальные брусья. При поперечной системе поперечные связи корпуса являются основными несущими элементами конструкции и состоят из бимсов, шпангоутов и флор. При смешанной системе набор днища, второго дна и палуб делается продольным, а набор бортов и оконечностей корпуса - поперечным.
Основной составной частью набора корпуса катера является
киль
. К килю крепятся в носовой части
форштевень
, в кормовой -
ахтерштевень
. Для придания поперечной прочности корпусу к килю крепятся
шпангоуты
. Верхние концы шпангоутов соединяются
бимсами
. На бимсы настилается
палуба
. Для придания бимсам необходимой жесткости под ними устанавливаются вертикальные стойки - пиллерсы. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Параллельно килю вдоль днища и бортов укладываются продольные связи -
стрингеры
. Снаружи к набору корпуса крепится
обшивка
. В наиболее ответственных местах (у киля, ватерлинии и у верхней палубы) наружная обшивка делается более толстой.
Крепление деталей набора к обшивке и между собой делается на клепке, сварке или на клею. Внутри корпус делится на
отсеки
водонепроницаемыми и водопроницаемыми продольными и поперечными
переборками
. Водонепроницаемые переборки обычно не имеют дверей и горловин. Вход в отсек в этом случае осуществляется с палубы через
входные люки
.
Для управления катером служит
рулевое устройство
, которое состоит из руля и рулевого привода. Рули по форме пера руля бывают простые, балансирные и полубалансирные. Как правило, на катерах устанавливают балансирные рули, у которых ось вращения делит перо руля на две неравные части. Передняя часть пера руля до оси вращения называется балансирной частью и служит для уменьшения усилия при перекладке руля. К верхней части пера руля крепится
баллер
, который служит для вращения пера руля. В месте прохода баллера через днище корпуса устанавливается труба (
гельмпорт
) с бронзовыми втулками и сальником для предотвращения попадания воды внутрь корпуса катера. На верхний конец баллера надевается сектор или
румпель
, которые служат для перекладки руля.
Перекладка руля производится вручную непосредственно румпелем или с помощью рулевого привода, который состоит из
штурвала
и
штуртросов
, соединенных с сектором руля или румпелем. Один конец штуртроса закреплен на барабане штурвала, другой - на секторе руля. При вращении штурвала штуртрос наматывается на барабан, укрепленный на одном валу со штурвалом, и своим натяжением разворачивает сектор руля. При этом второй штуртрос сматывается с барабана, не оказывая сопротивления при вращении сектора руля.
Все катера снабжаются якорным устройством, которое состоит из якоря и якорной цепи (троса). Большие катера имеют механизмы для подъема якоря (
шпили
или лебедки). На таких катерах якорная цепь хранится в цепных ящиках.
Швартовное устройство на катерах состоит из палубного оборудования (
кнехтов, уток, киповых планок
),
швартовных концов, проводников и бросательных концов
. В качестве швартовных концов на катерах используются растительные тросы и тросы из искусственного волокна длиной окружности 30-75 мм. Все устройства палубного оборудования катеров изготовляются из металла или пластмасс. Для буксировки катеров обычно используются штатное швартовное устройство, буксирные браги, хорошей прочности тросы и якорные канаты.
По материалам сайта http://www.cfimetrony.org
|